Результаты Выборов:

В прошлое воскресенье 24 июня состоялись выборы президента Турции одновременно с 27. Общими Парламентскими выборами. Кандидат партии AKP Реджеп Тайип Эрдоган стал президентом набрав %52,6 голосов. Второй лидирующий кандидат от партии CHP Мухаррем Инже набрал 30,64%. В парламент состоящий из 600 депутатов 344 кресел получил союз партий AKP-MHP, 189 CHP-İYİ-SP и 67 HDP.

 

Выборы проходили на полтора года раньше так как они должны были состояться 3 ноября 2019 и весь процесс был подвержен новым изменениям в законодательстве. Всего за 3 месяца до преждевременных выборов вошел в силу закон под номером 7102 об основных принципах выборов и регистра избирателей позволяющий формированию союзов между политическими партиями при выборах депутатов Турецкого Парламента.  

 

Измена Правительственной Системы Турции

 

Вот уже третий год Турция обсуждает плюсы и минусы президентской системы которая была принята референдумом 16 Апреля 2017 года. С тех пор Турецкий Парламент поэтапно принял изменения в системе для мягкого перехода с парламентской системы на новую.  Вместе с выборами партия Ердогана дважды удостоверилась в поддержке Турецкого народа и теперь официально начнуться вступать в силу изменения правительственной системы. Вместе с референдумом было принято изменение в 69 пунктах Турецкой Конституции однако в силу вступили они не сразу. Строение правительства, процедурные правила и ограничения полномочий являются гарантией сохранения прав и свобод и именно поэтому новые изменения в законодательстве а также правительстве затрагивают внимание всей страны. 

 

Одной темой дискуссии являлось голосование в упрощенном виде – избиратель либо принимает все 69 пунктов голосуя за, либо отклоняет все 69 не имея возможности оказать влияния на содержание конституции. Бюллетень вполне могла  содержать пункты конституции для более демократичного выбора, однако подсчет голосов был бы значительно долгим и дорогостоящим.

 

Стоит подчеркнуть что сутью изменений является не государственный строй а правительственная система. Турция сохранит государственный республиканский строй. Также Правительство Турции будет законодательным органом страны и будет самостоятельно участвовать в законо производстве. Президент Турции будет иметь более веские полномочия по сравнению с предыдущей парламентской системой. Ранее Президент имел символические полномочия с правилом “двойной росписи” по которому президент мог производить декрет лишь вместе с Премьер Министром и в очень узких рамках определенных конституцией. В новой системе Президент имеет привилегию самостоятельно производить Президентский Декрет.

 

Также дискутируется терминология новой системы и выбор наименования системы сильно критикуется академиками. Правящая партия желает создать новую систему не только для Турции а также для всего мира называя ее Республиканско-президентской Системой Турецкого типа. Академики утверждают в том что выбор термина республиканский президент неудачен так как сам титул утверждает о символизме полномочий, что серьезно противоречит реальности. Также называть систему президентской по мнению критиков неуместно. Кемаль Гёзлер, выдающийся профессор конституционного права, пишет о том что система не имеет основных пререквизитов президентской системы.

 

Ни Парламентская ни Президентская

 

В президентской системе больше всего бросается в глаза четкое разделение властей которое никак не пересекается. В этой системе Исполнительный орган и Законодательный орган полностью отделены друг от друга и важнейшим результатом этого является то что они не могут положить конец правлению друг друга. В новой системе Турции выборы Парламента и Президента обязаны быть проведены одновременно и свойственно оба могут принять решение возобновления выборов что приводит к окончанию правления другого.

 

В парламентской системе вместе с президентом существует премьер министр возглавляющий парламент и исполнительный орган страны. В Новой системе Турции премьер министра не существует. Во вторых парламент имеет право возобновить пост президента собрав общее большинство голосов. В новой системе установлен высший лимит в ⅗ большинства голосов депутатов парламента.

 

Также проведение выборов одновременно критикуется в доктрине так как сожительство или cohabitation более демократичный вид правления дающий эффект плюрализму. Сожительство двух глав из одной партии смягчается разными периодами правления. В новой системе одна партия будет возглавлять две главы страны в один период, что и является самым проблемным пунктом всех дискуссий.

 

Библиография:

Кемаль Гёзлер – “Прощай Конституция, Критика Изменений в Конституции которые будут оголосованы 16 Апреля 2017” Март 2017,  3е издание, Бурса, Публикации Экин.

Кемаль Гёзлер – “Перед Референдумом и После Референдума, Статьи об Изменениях в Конституции которые были оголосованы 16 Апреля 2017”  Май 2017, 1е издание, Бурса, Публикации Экин.

Ибрахим Ё. Кабоглу – “Право Свобод, общее понятие прав человека” Октябрь 2013, 7е издание, Анкара, Публикации Имге.

http://www.anayasa.gen.tr/elveda-anayasa-abd.pdf

http://www.haberturk.com/secim/secim2018/genel-secim